Никольская Светлана Ивановна
Учитель литературы, родной литературы, родного языка, русского языка

Никольская Светлана Ивановна
Учитель литературы, родной литературы, родного языка, русского языка
Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
- Литература
- Родная литература
- Родной язык
- Русский язык
Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации
Образование высшее
Воронежский государственный педагогический институт
Ученая степень (при наличии)
Ученых степеней и званий нет.Сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Общий стаж работы: 25 лет.Стаж работы по специальности
Стаж работы по специальности: 25 лет.Квалификация
Учитель русского языка и литературыПрофессиональные достижения
Светлана Ивановна свободно владеет предметом, умеет получать, обрабатывать и представлять профессионально значимую информацию. Она компетентна в области разработки программ, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений, знает типовые образовательные программы, учебники, учебно-методические комплекты в области своей педагогической деятельности и умеет выбрать те из них, которые позволяют достичь поставленные образовательные цели. Рабочие программы учителя составлены с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, межпредметных связей.
Педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы.
Светлана Ивановна охотно делится педагогическим опытом, участвует в конкурсах: в 2007-2008 учебном году - в конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», в 2010-2011 учебном году – в районном конкурсе «Учитель года». В школе она является руководителем методического совета, активно участвует в работе над школьной методической проблемой, в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы, постоянно выступает на педагогических советах и методических семинарах. В течение трёх последних лет ею подготовлены следующие доклады: «Сущность компетентностного подхода и его модернизирующая роль», «Современные способы формирования коммуникативной профессионально-педагогической компетентности педагога», «Компетентностная модель в образовательном процессе и самореализация обучающихся современной школы».
Она умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока, конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности, своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации, обладает широким кругозором, педагогическим тактом, деликатна и корректна в общении, её отличает высокая культура речи.
Никольская Светлана Ивановна грамотно ставит цели и задачи урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, поддерживает высокий уровень учебной мотивации, владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к предмету.
Учитель большое внимание уделяет активизации творческих способностей обучающихся, демонстрирует практическое применение изучаемого материала с целью укрепления учебной мотивации.
Она адекватно подбирает приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий, гибко адаптирует технологии преподавания к особенностям обучающихся, своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации, обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии. При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.).
Светлана Ивановна компетентна в области организации педагогической деятельности. На уроках педагог сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу обучающихся, создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, полилога - позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического материала.
Педагог умеет организовывать деятельность обучающихся по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально значимых качеств, способствует развитию у них навыков, необходимых для учебной деятельности и дальнейшего самообразования, использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать, формирует у обучающихся навыки учебной деятельности.
Учитель грамотно сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся, способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.
Светлане Ивановне присущ высокий уровень общей культуры. Она пользуется уважением всех участников учебного процесса: обучающихся, родителей, учителей; обладает обширными знаниями в области общей и возрастной психологии, высоким уровнем коммуникативной культуры, что позволяет ей устанавливать контакт и взаимопонимание при общении с детьми, формировать доверительные отношения с ними, благоприятную психологическую обстановку на уроках и внеклассных мероприятиях.
При этом учитель тщательно анализирует свою педагогическую деятельность, что способствует постоянному саморазвитию, позволяет определять перспективы развития каждого обучающегося.
Её ученики показывают высокие результаты обучения. При 100% успеваемости качество знаний по русскому языку за последние 3 года выросло с 45 % до 63%. Средний балл выпускников 11 класса на ЕГЭ по русскому языку при 100 % успеваемости в 2007 году равен 58, в 2009 году – 63,4, в 2011 году -73,5.
Внеклассная работа Светланы Ивановны тесно связана с работой на уроках, что способствует развитию познавательной активности обучающихся. На занятиях кружка «Лингвистический клуб» рассматривались трудные и интересные случаи орфографии и пунктуации, проводились лингвистические игры, что положительно влияло на качество знаний, учебную мотивацию обучающихся .На занятиях кружка «Живое слово» развивалась связная речь школьников, анализировались сочинённые ими поэтические и прозаические произведения, что способствовало развитию творческих способностей учащихся. Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров» играл важную роль в развитии письменной речи старшеклассников, развитии их творческих способностей, подготовке к ЕГЭ. Элективный курс «Христианские сюжеты и образы в русской литературе XX века» способствовал более глубокому пониманию многих произведений , изучаемых на уроках литературы в 11 классе, играл большую роль в формировании духовно –нравственных качеств учащихся.
Внеурочные занятия являются эффективной формой дифференцированного обучения, способствуют углублению знаний обучающихся, в том числе детей с особыми потребностями. Внеклассные мероприятия Светланы Ивановны часто проводятся в нетрадиционной форме, способствуют повышению интереса школьников к материалу, изучаемому на уроках, формированию и совершенствованию их личностных качеств, развитию творческого потенциала. Подобранный для занятий материал способствует гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, экологическому воспитанию обучающихся.
Обобщение опыта работы по теме «Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка»
Урок общеметодологической направленности
Технологическая карта урока
Имя прилагательное.
Урок общеметодологической направленности-2
Технологическая карта урока
Подготовка к зачету по разделу Деепричастие
Урок открытия нового знания
ТК Приставки на З(С)
Приставки на З(С)
Урок развивающего контроля
Урок развивающего контроля
Урок контроля 1
Урок контроля 2
Индивидуальные домашние задания
Орфодомино
Работа для отличников
Индивидуальные домашние задания
Текст-резерв
Урок рефлексии
Технологическая карта урока
Одновариантные Эталон
Орфодомино ПРЕ-ПРИ
Правописание приставок
Приставки на з(С) Тренировочные задания
Приставки на З(С) Эталон
Приставки ПРЕ-ПРИ Тренировочные задания
Творческое задание
Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.
Мастер –класс для классных руководителей «Метод проектов в деятельности классного руководителя» , 2011-2012 уч.год
«Работа с семьёй как основное направление профилактической работы классного руководителя»- выступление на МО классных руководителей , 2010-2011 уч. год
«Духовно-нравственное воспитание учащихся» -выступление на МО классных руководителей, 2011-2012 уч.год.
Её работа дважды была отмечена грамотами отдела народного образования администрации Грязинского района .
Тема самообразования :« Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»
– Участие в работе конференций, семинаров:
Муниципальные семинары учителей русского языка и литературы
«Расширение образовательного пространства предметов филологического блока»
«Педагогическое мастерство учителя – основа успешного обучения русскому языку и литературе»
«УМК в гуманитарном образовании»
«Роль внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании обучающихся»